musa_rvs (musa_rvs) wrote,
musa_rvs
musa_rvs

Церковь и вековые мифы 3



Окончание, начало здесь и здесь.

   Соглашаясь с митрополитом Иларионом в том, что анализ исторических вековой давности призван консолидировать общество, мы не можем согласиться с предлагаемой служителем Церкви версии событий. Начав анализ событийности с мифов, мы в итоге получим «мегамиф».

   Не была Россия перед 1917 годом процветающей страной с молочными реками и кисельными берегами. Страна была земледельческой, в которой 80% населения проживало в деревне и 65% совокупного продукта давало сельское хозяйство, а не промышленность. Тот не большой экономический рост, присутствовавший перед началом Первой мировой войны, дался ценой больших заимствований.

Государственный долг Российской Империи к началу 1917 г. составлял 33 млрд. руб., к концу — 60 млрд. Каждый год требовалось платить более 3 млрд. руб. по процентам.
Эти цифры взяты из доклада В. П. Милютина. Они присутствуют и в докладе директора департамента Государственного казначейства Дементьева, опубликованном 10 лет спустя. В нем приведена динамика русского государственного долга “с причислением к государственным долгам также и краткосрочных обязательств, замена которых долгосрочными займами — лишь вопрос времени”.

Долг составил (на 1 января):
- 1914 г.—8,8 млрд. руб.,
- 1915 г.—10,5 млрд.,
- 1916 г.—18,9.
- 1917 г.—33,6,
- а к 1 июля 1917 г. достиг уже 43,9 млрд. руб.
Ожидалось, что к началу 1918 г. он поднимется до 60 млрд. руб.


   Рост рабочего движения стал в первую очередь следствием катастрофического их положения. Невысокие зарплаты в довоенный период позволяли трудящимся сводить концы с концами. Меры экономии, предпринятые в военные годы, поставили многих рабочих на грань голодной смерти. Прибавьте к этому 12-14 часовой рабочий день, постоянный риск травматизма и отсутствие техники безопасности. Тут и «революционных прокламаций из Швейцарии» не надо. Люди боролись за кусок хлеба, за возможность жить.

   Не попадала Церковь в вакуум, после падения монархии. Вопрос о возвращении Патриаршества и созыва Поместного Собора активно прорабатывался в церковных кругах с 1912 года.
Напомню, отречение Николая
II от престола произошло 2 марта 1917 года.
- 2 марта члены Синода признали необходимым немедленно войти в сношения с Исполнительным комитетом Государственной Думы;
- 4 марта из зала заседаний Синода было вынесено царское кресло;
- 7 марта имя Помазанника Божия было вычеркнуто из богослужебных книг. В соответствии с определением, вместо монарха стали поминать «благоверное Временное правительство»;
- 7 марта всем епархиям был разослан текст присяги новой власти;
- 9 марта издано Обращении Святейшего Синода: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни... доверьтесь Временному правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы. Святейший синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного российского правительства».

   Динамично и целенаправленно, как можно увидеть, развивались события в церковной среде по скидыванию «царского деспотизма».


   Непросто сложились отношения Церкви и молодой Советской власти. Надо признать, что не все шаги были правильными. Но и здесь пользоваться только черной краской нельзя. Миф о борьбе большевиков с верующими.

1. Приказ Реввоенсовета № 1 от 3 января 1919 г.:
"Занятия в воинских частях и учреждениях с сочельника и праздника Рождества Христова переносятся на другие дни" (Сб. приказов РВСР. - Т.3, ч. 1, 1919)

2. Приказ Реввоенсовета № 590 от 7 марта 1922 г.:
"Военнослужащим различных национальностей предоставляется право помимо декретированных общих праздников отмечать еще 11 религиозных дней. К приказу прилагается календарь религиозных празднований, утвержденный коллегией Наркомата по делам национальностей (Сб. приказов РВСР. - Ч. 1, 1922)




3. Декрет от 4 января 1919 года «ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ ПО РЕЛИГИОЗНЫМ УБЕЖДЕНИЯМ»
1. Лицам, не могущим по своим религиозным убеждениям принимать участие в военной службе, предоставить право по решению Народного Суда заменить таковую на определенный срок призыва его сверстников санитарной службой, преимущественно, в заразных госпиталях или иной соответствующей общеполезной работой, по выбору самого призываемого.
2. Народный суд при постановлении своего решения о замене воинской повинности другой гражданской обязанностью запрашивает экспертизу Московского «Объединенного Совета Религиозных общин и групп» по каждому отдельному делу. Экспертиза должна простираться как на то, что определенное религиозное убеждение исключает участие в военной службе, так и на то, что данное лицо действует искренно и добросовестно.
3. В виде изъятия, Объединенный Совет Религиозных общин и групп, по единогласному своему решению, вправе возбуждать особые ходатайства перед Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов о полном освобождении от военной службы, без всякой замены ее другой гражданской обязанностью, если может быть специально доказана недопустимость такой замены с точки зрения не только религиозного убеждения вообще, но и сектантской литературы, а равно личной жизни соответствующего лица.

Примечание: Возбуждение и ведение дела об освобождении определенного лица от военной службы предоставляется как самому призываемому, так и «Объединенному Совету Религиозных общин и групп», причем Совету предоставляется право ходатайствовать о рассмотрении дела в Московском Народном Суде.

Председатель Совета Народных Комиссаров В.Ульянов (Ленин)


1923 годИ. В. Сталин подписал циркулярное письмо ЦК РКП(б) № 30 «Об отношении к религиозным организациям».
В циркуляре говорилось: «ЦК предлагает всем организациям партии обратить самое серьезное внимание на ряд серьезных нарушений, допущенных некоторыми организациями в области антирелигиозной пропаганды и, вообще, в области отношений к верующим и к их культам». Циркуляр запрещал закрытие церквей «по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации», за неуплату налогов, аресты «религиозного характера», если они не связаны с контрреволюционными деяниями. Циркуляр предостерегал от гонений на верующих, так как «гонения только укрепляют религиозные предрассудки».


   Митрополита Илариона (Алфеева) нельзя отнести к любителям советской власти, скорее наоборот. Но признание положительных результатов в действиях своих оппонентов удел сильных личностей, ставящих интересы Отечества выше личных или групповых.
   Именно такой взгляд на трагические страницы нашей истории, без вытаскивания замусоленных мифов, поможет консолидации общества. «Строгая учительница История» пока дает время познать и выучить урок Февральской революции в России.


Tags: Война с историей, историческое достоинство, митрополит Иларион (Алфеев)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments